На станции Подсолнечная Московского территориального управления Октябрьской магистрали у главных путей симметрично расположены два бывших водоёмных здания, сооружённые в ходе строительства Петербурго-Московской железной дороги в 1843–1851гг.
Подобные железнодорожные постройки, спроектированные известным архитектором Р.А. Желязевичем, работавшим под руководством К.А. Тона, сохранились и на станции 4-го класса главного хода Гряды. Они использовались для заправки паровозов водой.
К счастью, спустя 170 лет эти двухэтажные сооружения на двух станциях ОЖД полностью сохранили свою объёмно-планировочную структуру, конструктивные детали и элементы декора, но сейчас они используются как вспомогательные помещения железной дороги.
Водоёмные здания только станции Гряды упоминаются как объекты охраны в приложении к приказу начальника дороги от 28 октября 1992 года № 114/н «О сохранении музеев, памятников материальной и духовной культуры Октябрьской дороги». К сожалению, над водоёмными зданиями станции Подсолнечная нависла угроза сноса из-за необходимости строительства подземного перехода. Их нынешний не очень привлекательный внешний облик возник из-за того, что длительное время здесь не производился косметический ремонт, но у большинства людей это вызывает ассоциацию с чем-то ненужным и устаревшим.
Культурно-историческую ценность объектов компетентно и профессионально сможет оценить в ближайшие три месяца Научно-методический совет Главного управления культурного наследия Московской области. Согласно процедуре, в случае принятия положительного заключения парные водонапорные башни на станции Подсолнечная в перспективе могут быть включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и в соответствии со ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» они не смогут подлежать демонтажу.
Однако на встрече представителей ОАО «РЖД» и администрации Солнечногорского района на станции Подсолнечная 24 марта этого года прозвучало, что эти строения мешают постройке подземного перехода и будут снесены в первую очередь. Представители отделения Общества охраны памятников и культуры (ВООПиК) уверены, что эту проблему можно решить без ущерба для исторического облика станции, сохранив уникальные сооружения. Общественники готовы к конструктивному диалогу. В числе возможных вариантов есть и предложения о переносе строений, сооружении новых зданий в том же архитектурном стиле, с использованием части строительных материалов, наконец, о внесении изменений в проект.
В любом случае сегодня очевидно, что водоёмные здания на станции Подсолнечная – это подлинные свидетельства строительства и развития железнодорожной инфраструктуры и техники в начальный период возникновения и становления российских железных дорог, 180 лет которым мы отмечаем в этом году.
Татьяна Александрович
Свидетели глубокой старины На станции Подсолнечная Московского территориального управления Октябрьской магистрали у главных путей симметрично расположены два бывших водоёмных здания, сооружённые в ходе строительства Петербурго-Московской железной дороги в 1843–1851гг. http://www.gudok.ru/