Войти на сайт

СПРАВКА: Царскосельская железная дорога

Витебское направление  Павловск  Санкт-Петербург  Санкт-Петербург-Витебский  Царское Село 

МОСКВА, 13 мая /ПРАЙМ/. Сто восемьдесят лет назад началось строительство Царскосельской железной дороги - первой в России.

Ниже приводится справочная информация.

13 мая (1 мая по старому стилю) 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск. Она стала первой железной дорогой общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственной в стране и шестой в мире.

Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. В декабре 1835 года Герстнер получил дозволение императора Николая І составить для сооружения железной дороги акционерную компанию.

28 апреля (16 апреля по старому стилю) 1836 года был опубликован указ императора Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска". До 1917 года в Российской империи ежегодно 16 апреля отмечался День основания железнодорожного транспорта.

В образованном акционерном обществе, основную роль играли граф Алексей Бобринский, близкий к царскому двору сановник, в руках которого сосредотачивалась вся финансовая деятельность общества, и Франц Антон фон Герстнер, технический руководитель строительства линии. Учредителями общества были также советник коммерции Бенедикт Крамер и консул Франкфурта-на-Майне Иоахим Плитт.

Учредители внесли 750 тысяч рублей паевых взносов (из необходимых, по расчетам Герстнера, для начала работы трех миллионов рублей), выпустили и распространили 15 тысяч акций, которые приобрели 700 пайщиков (в том числе более 100 за рубежом). Кроме того, указом Николая I, под дорогу бесплатно отводилась земля, общество на 10 лет освобождалось от сборов и налогов, могло свободно назначать тарифы за проезд и перевозку грузов. Паровозы, вагоны, рельсы, инструменты Герстнер заказывал в Англии и Бельгии.

Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной шесть футов (1829 миллиметров), а не 1435 миллиметров, которая была принята на железных дорогах в Англии. Такое решение Франц фон Герстнер обосновал необходимостью увеличения ширины подвижного состава, чтобы повысить вместимость вагонов.

Строительство железной дороги началось 13 мая (1 мая по старому стилю) 1836 года от Павловска. Первый участок дороги шел по району Павловского парка, где нужно было построить здание вокзала и поворотный круг для паровозов. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 22 сентября (10 сентября по старому стилю) заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе.

Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили пятикилометровый участок железнодорожного полотна. К 12 октября (30 сентября по старому стилю) рельсы уложили на расстояние 22 верст от Павловска.

При строительстве дороги пришлось преодолевать овраги и речки, а также Обводный и Лиговский каналы. Для этого потребовалось построить 42 моста. Все мосты возвели только к июню 1837 года.

Осенью 1836 года стало ясно, что закончить работы к сроку не удастся, поэтому Герстнер принял решение о начале движения на готовом участке между Царским Селом и Павловском. Первый пробный состав с конной тягой отправился в путь 9 октября (27 сентября по старому стилю), а 15 ноября (3 ноября по старому стилю) состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка (первый паровоз был изготовлен в Ньюкастле на заводе Тимоти Гакворта). 18 ноября (6 ноября по старому стилю) из Царского Села в Павловск отправился первый пробный поезд.

13 августа (1 августа по старому стилю) 1837 года началось строительство станции с вокзалом в Санкт-Петербурге. К 13 октября (1 октября по старому стилю) деревянный вокзал, получивший название Царскосельский (ныне Витебский), был построен. В 1849-1852 годах по проекту архитектора Константина Тона было построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле "модерн" (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

К октябрю 1837 была готова и станция в Павловске. Связанную с платформой крытой галереей гостиницу с большим залом, где стояли столы для желающих пообедать и где для них звучали музыка и пение, стали называть Павловским воксалом, а позже вокзалом.

Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. Из Петербурга в Царское Село пошли поезда. Управлял первым поездом, который состоял из восьми вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии, главный строитель дороги Франц Герстнер. На обратном пути, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, Герстнер развил неслыханную для того времени скорость, покрыв расстояние в 23 километра от Царского Села до Петербурга за 27 минут со средней скоростью 51 километр в час. Временами скорость поезда превышала 63 километра в час.

В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам – паровая. Полный переход на "пар" произошел в апреле 1838 года, а 3 июня (22 мая по старому стилю) было открыто движение поездов на всем участке от Санкт-Петербурга до Павловска. Общая протяженность линии составила около 27 километров.

К открытию первой железной дороги в Россию поступили шесть паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных в Англии и Бельгии. Первые вагоны Царскосельской линии были двухосными, имели деревянные раму и кузов. Поезда для пассажиров состояли из вагонов четырех классов, наиболее комфортными из которых считались "берлины" (первый класс) и "дилижансы" (второй класс). В каждом отделении "берлинов", рассчитанном на восемь человек, располагались друг против друга по четыре мягких кресла с подлокотниками. В отделении "дилижансов" устанавливали мягкие сиденья без подлокотников на пять человек каждое, таким образом, в одном отделении помещалось 10 пассажиров. Вагоны третьего класса были открытыми и назывались "шарабанами". Они имели стенки до половины высоты кузова, в них на каждой жесткой скамейке размещалось по шесть человек, отделение рассчитывалось на 12 человек.

В "вагонах" четвертого класса, которые не имели крыши и рессор, в целях получения большей прибыли с августа 1838 года для увеличения вместимости сняли скамейки, и пассажиры были вынуждены ездить стоя; тогда их "набивалось" до 100 человек. В начале 1850-х годов вагоны четвертого класса упразднили, повысив их класс.

В первую годовщину Царскосельской дороги, которую торжественно отметили 15 ноября (3 ноября по старому стилю) 1838 года в Павловске, все шесть паровозов получили свои имена: "Слон", "Богатырь", "Орел", "Лев", "Стрела" и "Проворный". Управление паровозами осуществлялось вначале английскими и бельгийскими машинистами, а с 1841 года только русскими.

В первые годы стоимость проезда из Петербурга в Царское Село для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого - 80 и 40 копеек. После введения в России в результате денежной реформы 1839-1844 годов серебряного рубля, (приравнивался к 3,5 рублям ассигнациями) проезд из Санкт-Петербурга до Царского Села в первом классе стал стоить 75 копеек серебром, во втором – 50, в третьем – 35, в четвертом – 20 копеек. До Павловска ходили вагоны только первого и второго классов.

Пассажирам выдавался билет - латунная бляха, которая по приезде в Царское Село отбиралась. Билеты, называемые "жестянками", многократно использовались, что не требовало от администрации затрат на их воспроизводство. С апреля 1860 года взамен "жестянок" дорога установила бумажные билеты разных цветов: для вагонов первого класса - белые, второго - розовые и третьего - зеленые.

Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в пять миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов). В 1838 году дорога перевезла 700 тысяч пассажиров и стала приносить доход, позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств.

В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Ныне часть бывшей Царскосельской железной дороги (от Петербурга до Царского Села) является головным участком Санкт-Петербургско-Витебского направления Октябрьской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны в Павловске фашисты уничтожили здание вокзала. В 1945-1949 годах были разобраны рельсовые пути в Павловском парке. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.

В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне был установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из Санкт-Петербурга в Царское Село.

В 2013 году было возвращено историческое название железнодорожной станции Царское Село, переименованной в 1918 году в Детское Село.

Санкт-Петербург — Пушкин — Павловск
Информация и фотографии линии
http://oktzd.ru/

СПРАВКА: Царскосельская железная дорога
Прайм • http://1prime.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Опубликованa: 13.05.2016 | 11:26 
Просмотры: 2
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2017, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика